ОБЗОР
основных положений Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ принят в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) и предусматривает внесение изменений в:
— Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
— Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
— Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
— Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
— Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
— Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ);
— Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».
Указанный Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru 31.12.2017 года и вступил в силу с 31.12.2017 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ, в частности:
1) уточнены понятия «сбор отходов», «накопление отходов», «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», «отходы от использования товаров», «производители товаров», «импортеры товаров», «норматив утилизации отходов от использования товаров», в связи с чем также внесены редакционные изменения в отдельные нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в том числе, в части замены слова «сбор» на слово «накопление» в соответствующих падежах, введения понятия «раздельное накопление твердых коммунальных отходов» вместо понятия «раздельный сбор твердых коммунальных отходов»);
2) уточнены полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами по:
— установлению перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты такими товарами, такой упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;
— установлению порядка декларирования производителями и импортерами товаров количества выпущенных в обращение товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год;
— установлению ставок экологического сбора, то есть сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, уплачиваемого производителями и импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, порядка его взимания (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка осуществления контроля за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью внесения, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора);
— установлению перечня товаров, упаковки товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, представленные биоразлагаемыми материалами;
— установлению правил (ранее — порядка) определения нормативов накопления ТКО;
— утверждению порядка разработки (ранее — также согласования), утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания (ранее — также размещения), захоронения ТКО, а также осуществления контроля за реализацией указанных инвестиционных и производственных программ.
Российская Федерация также наделена новыми полномочиями по:
— установлению порядка разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО;
— утверждению правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правил ведения их реестра.
3) уточнены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами в части:
— утверждения инвестиционных программ в области обращения с ТКО;
— утверждения производственных программ в области обращения с ТКО;
— установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждения порядка накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, нормативов накопления ТКО, предельных тарифов в области обращения с ТКО, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО (подпункт 71 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ);
— организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО (подпункт 72 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).
4) с 01.01.2019 года будут уточнены полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области обращения с отходами. К ним будут отнесены:
— создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
С указанной даты к вопросам местного значения городских поселений будет также отнесен вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО, муниципальных районов — вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов, городских округов — вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору ТКО (ранее — к вопросам местного значения указанных видов муниципальных образований был отнесен вопрос участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) ТКО).
С 31.12.2017 года уточнены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).
5) исключено требование о согласовании региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
6) уточнены требования к содержанию территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (статья 133 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ). При этом установлено, что положения пункта 3 статьи 133 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ применяются при первой корректировке территориальных схем обращения с отходами после дня вступления в силу данного Федерального закона, но не позднее 01.01.2020 года.
Территориальная схема обращения с отходами теперь должна разрабатываться, проходить процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждаться и корректироваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ранее — такие схемы подлежали согласованию с соответствующими территориальными органами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти).
7) установлены требования к местам (площадкам) накопления отходов (статья 134 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).
С 31.12.2017 года предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 134 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 статьи 134 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление ТКО осуществляется в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, с 01.01.2019 года вступят в силу положения пунктов 4 и 5 статьи 134 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ, согласно которым:
— органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО;
— установлен перечень сведений, которые должен включать в себя реестр мест (площадок) накопления ТКО.
8) уточнено правовое регулирование в области обращения с отходами от использования товаров (статья 242 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ) в части конкретизации обязанности производителей и импортеров товаров по обеспечению выполнения установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации отходов от использования товаров и порядка исполнения такой обязанности.
9) уточнены порядок расчета и уплаты экологического сбора, осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, а также порядок расходования средств федерального бюджета от экологического сбора (статья 245 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).
10) уточнены правовой статус и полномочия региональных операторов по обращению с ТКО (статья 246 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).
Предусмотрена возможность обеспечения сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами путем создания (отбора) одного или нескольких региональных операторов.
Статус регионального оператора присваивается на срок не более (ранее — не менее) чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с ТКО.
Предусмотрены положения о зоне деятельности регионального оператора по обращению с ТКО. В частности, зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.
В силу пункта 10 статьи 246 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров. Указанные положения применяются со дня заключения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО, а в части соглашения между субъектом Российской Федерации — городом федерального значения и другими субъектами Российской Федерации — с даты вступления в силу такого соглашения, но не позднее 01.01.2021 года (в случае отсутствия 01.07.2020 года указанного соглашения — неурегулированные разногласия по условиям соглашения рассматриваются Правительством Российской Федерации);
11) для юридических лиц, в результате деятельности которых образуются ТКО, установлено основание для отказа от заключения договора с региональным оператором (пункт 6 статьи 247 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ). В частности, юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
12) уточнены правила установления тарифов в области обращения с ТКО, а также льготных тарифов в области обращения с ТКО для отдельных категорий потребителей (статьи 248 — 249 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ);
13) уточнен порядок раскрытия информации в области обращения с ТКО (статья 2411 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ). Информация в области обращения с ТКО является общедоступной, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Раскрытие такой информации осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, региональным оператором и операторами по обращению с ТКО в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.
14) уточнены требования к инвестиционным программам в области обращения с ТКО (статья 2413 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ). Кроме того, установлено, что Правительством Российской Федерации также устанавливается порядок определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ.
15) конкретизированы требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (пункты 2 и 4 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ). В частности, понятие «опасные отходы» заменено понятием «отходы I — IV классов опасности», исключена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по утилизации отходов, по подготовке и ежегодному опубликованию отчетов о деятельности в области охраны окружающей среды.
16) внесены изменения в часть 5 статьи 30 и часть 2 статьи 157 ЖК РФ, согласно которым:
— уточнено понятие «обращение с твердыми коммунальными отходами», используемое для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства. Под обращением с ТКО в данном случае теперь понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО (ранее — также сбор ТКО);
— к компетенции Правительства Российской Федерации отнесено установление правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с региональным оператором по обращению с ТКО.
17) уточнены существенные условия, которые должно включать в себя концессионное соглашение (пункт 65 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ). В частности, если объектом концессионного соглашения являются объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), концессионное соглашение должно включать в себя условие об объеме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения.
18) уточнены требования к оформлению приложений к приказу (распоряжению) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности и к самой лицензии (часть 11 статьи 15 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ). В соответствующих приложениях на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии указываются виды отходов I — IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I — IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
19) предусмотрена возможность закупки заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) услуг по обращению с ТКО (пункт 8 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).
20) в связи с исключением Федеральным законом от 31.12.2017 № 503-ФЗ из Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отдельных положений, включенных в него Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», соответствующие положения Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ признаны утратившими силу.
21) установлен порядок первоначального включения в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО (часть 81 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ).
В частности, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее 10 дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Напомним, что в силу части 8 статьи 23 указанного Федерального закона обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 года.
Источник: ГЖИ РО