Суть вопроса
Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме». Приведенная формулировка создает впечатление о возможности установить любой размер платы за содержание жилья решением общего собрания собственников помещений без учета каких бы то ни было обстоятельств.
Конечно, изучение совокупности норм приводит к ясному пониманию недопустимости одностороннего изменения платы за содержание жилья, но далеко не всем интересно изучать вопросы всесторонне и смотреть на вещи критически. Гораздо проще оправдывать свои необоснованные требования какой-либо одной фразой, выхваченной из контекста, или одной нормой, вырванной из множества положений какого-либо закона. И зачем изучать иерархию нормативных актов, порядок определения норм, подлежащих применению, другие юридические аспекты? Кому нужны эти сложности? Раз написано в ч.7 ст.156 ЖК РФ, что размер платы определяется на общем собрании, значит проводим общее собрание и устанавливаем размер платы, равный, например, нулю. А почему бы и нет? И при этом маловероятно, что кто-либо из собственников будет против бесплатных услуг по содержанию. А то, что существуют какие-то другие нормы того же ЖК РФ, то, что имеется договор управления, в котором указан размер платы за содержание, то, что управляющая организация (далее – УО) является именно коммерческой организацией и вообще-то управляет домом не в порядке благотворительности, а в рамках предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение прибыли – разве это кому-то интересно?
И на основании таких умозаключений проводятся общие собрания, принимаются решения о снижении размера платы, отказы УО от исполнения таких неправомерных решений обжалуются в органы госжилнадзора, в суды. И что особенно удивительно (или лучше сказать – особенно характеризует уровень компетентности отдельных специалистов), некоторые инспекторы госжилнадзора и судьи признают требования собственников обоснованными, а действия управляющих организаций неправомерными, то есть – утверждают, что УО находится в неком «рабстве» у собственников помещений и обязана исполнять любые их прихоти не в соответствии с договором (которым установлен перечень и стоимость работ), а «потому что».
Косвенно такое заблуждение зачастую поддерживают и многие представители различных государственных органов – например, на различных мероприятиях заявляя, что размер платы за содержание гос.органами не регулируется, а устанавливается самими собственниками помещений на общем собрании, при этом почему-то забывая закончить предложение фразой «по согласованию с управляющей организацией».
Разумеется, на самом деле ситуация обстоит не так, как этого, видимо, хочется некоторым недобросовестным собственникам помещений многоквартирных домов.
Между управляющей организацией и собственниками помещений заключен договор управления, которым и регулируется стоимость услуг. Изменение такого договора (в том числе изменение размера платы за содержание) возможно только по согласованию обеих сторон договора, но никак не в одностороннем порядке. То есть, как УО не может без согласия собственников повысить размер платы за содержание, так и собственники не могут снизить размер платы за содержание без согласия УО. Приведенная позиция аргументирована в статьях «Мифы ЖКХ: Кто устанавливает размер платы за содержание жилья?» и «Мифы ЖКХ: Имеет ли право общее собрание изменить стоимость содержания без учета мнения управляющей компании?».
Что сказал Минстрой?
Минстрой России письмом от 12.07.2019 №25373-ИА/04 разъяснил, что «стороны по договору управления многоквартирным домом не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер платы за содержание жилого помещения, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, в том числе в одностороннем порядке без предложения управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения, принятом на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме».
В обоснование своей позиции Минстрой сослался на статьи 156 и 162 ЖК РФ, на пункты 29 и 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491, на Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N22.
В своем письме Минстрой России дополнительно отметил: «Управляющая организация вправе обратиться в суд за защитой своих гражданских прав путем признания недействительным решения общего собрания, в случае если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принято без учета предложения управляющей организации (в одностороннем порядке), изменяет установленный договором управления размер платы и порождает убытки для одной стороны договора (управляющей организации), связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг, следовательно, для другой стороны договора (собственников помещений в многоквартирном доме) — неосновательное обогащение».
Источник: Акато